Прошёл праздник 9 мая, с поклонами, поздравлениями, слезами на глазах, салютом. Низкий поклон всем ветеранам этой страшной войны. Только су...

Роковая станция страшная история войны

| 14:11 3 комментариев
Прошёл праздник 9 мая, с поклонами, поздравлениями, слезами на глазах, салютом. Низкий поклон всем ветеранам этой страшной войны. Только судеб и историй. И вот на протяжении многих лет одна из таких меня всегда интересовала. Наконец сегодня хочу поделиться ей с вами.

Когда мне было лет 10 - 12 я впервые узнала от мамы, что в Златоусте есть братская могила воинам ВОВ. Помню мама мне рассказала, что в ней захоронены моряки, которых в  далёком 1943 году везли на Дальний восток и на этом месте сошёл под откос эшелон. Всё, больше никаких подробностей никто не знал.

Именно эту историю и я рассказывала своим детям. И сколько не пыталась сама хоть что - то ещё найти , все вокруг говорили примерно то же. И вот в преддверии праздника в этом году всё же хоть что - то ещё удалось отыскать.

Нашла у автора статьи Ю. Мызниковой, опубликованной в газете Миасский рабочий в 2008 году. Делюсь полностью. 

  мемориал

В марте 1943-го на станции Хребет, находящейся между Златоустом и Миассом, произошла железнодорожная катастрофа, унесшая жизни нескольких сотен людей. Многие годы подробности этой страшной трагедии держались в тайне. Сегодня некоторые из них стали известны.

Пенсионерка Евгения Григорьевна, много лет разыскивающая родственника, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, как-то обратилась ко мне: «Работаешь в городской газете, может, посодействуешь? Куда я только ни писала, пытаясь найти дядю, все тщетно. Недавно узнала, что в окрестностях Златоуста в 1943-м поезда столкнулись. Говорят, много солдат тогда погибло. Вдруг дядя мой ехал в одном из них?». История о столкнувшихся поездах заинтересовала, да и захотелось помочь женщине.

   Пожар в теплушках

Найти очевидцев железнодорожной катастрофы так и не удалось. Видимо, все, кто имел к ней отношение, давно покинули этот свет. Но они не смогли унести с собой историю, многие годы находящуюся под грифом «Секретно».

Борис Сарычев поступил на станцию Златоуст начальником восстановительного поезда в 1968 году, сменив на этом посту Василия Башкирова. Как-то поинтересовался у него: «Каково было работать в войну?» в ответ же услышал страшную историю.

 Между Златоустом и Миассом есть станция Хребет. 3 марта 1943 года там остановился эшелон с молоденькими морячками. Везли их на Дальний Восток.

Вагоны в те времена были двухосные — теплушки. Чтобы согреться, день и ночь моряки топили буржуйки, оборудованные тут же в вагонах.

Была ночь. Вдалеке показались огни приближающегося к станции поезда. Это был товарняк, который несся на большой скорости, все стремительнее надвигаясь на теплушки, где мирно спали моряки.

   Первым товарный поезд заметил дежурный:

   — Куда ты несешься? …В эшелоне люди!

 Но машинист не видел ни сигналов дежурного, ни стоящего на его пути поезда... На огромной скорости товарняк въехал в последний вагон эшелона. От сильного удара деревянные вагоны, как игрушечные, взлетели вверх, а потом обрушились друг на друга. Из-за развалившихся буржуек в теплушках начался пожар. Огонь пробовали тушить с паровоза, но он разгорался все сильнее.

После начальник восстановительного поезда Башкиров долго удивлялся, как он сумел в создавшемся хаосе заметить лежавшего на земле молодого паренька, пытавшегося высвободиться из-под груды вагонных обломков:

   — Помоги, дядя! Нога застряла! — попросил морячок.

«Как же тебе помочь, бедолага?» — подумал Башкиров. Единственным выходом казалось одно: острым лезвием перочинного ножа Башкиров перерезал сухожилия и раздробленную кость и спас жизнь юному моряку.

Той ночью удалось выжить немногим. Разбушевавшийся пожар, с которым боролись до утра, унес жизни нескольких десятков, не успевших даже понюхать пороха, моряков. Все погибшие похоронены в Златоусте на Сорочьей горе.

   Виновная

История, рассказанная Борисом Сарычевым со слов бывшего начальника восстановительного поезда Василия Башкирова, схожа с теми, что удалось услышать от жителей Златоуста. И относительно виновника трагедии существует лишь одна версия.

 — Мужчин в 1943-м году катастрофически не хватало, — рассказывает Юрий Окунцов, — поэтому вся мужская работа ложилась на плечи женщин. Вот и здесь товарняк вела женщина-машинист. Неопытность, да еще и нагрузка очень большая. В общем, уснула она. На несколько секунд отключилась — и все, поезд пошел под откос.

Те, кто в 1943-м работал на станции Златоуст, утверждают также, что машинистка поезда была беременной, именно поэтому ее пожалели и осудили лишь на 5 лет. Но существует и другая, «безжалостная» версия, по которой ей дали 10 лет лагерей.

   Причины трагедии

Документов, которые бы пролили свет на хребтовскую трагедию, практически не сохранилось. В городском архиве есть лишь небольшие упоминания о ней, а в Златоустовском военкомате хранятся списки погибших моряков. Именно поэтому до сегодняшнего дня истинной причины трагедии не удалось выяснить никому.

Одни говорят, что это последствия невнимательности беременной машинистки. Другие — что был неисправен семафор. Третьи — что не успели перевести стрелку. Еще отмечают, что участок дороги вдоль Хребта всегда считался одним из самых трудных. Линия железной дороги здесь делает четырехкилометровую петлю, и зачастую подъем от станции Хребет до станции Уржумка могли преодолеть не все поезда, поэтому составы водились двойной тягой.

В далеком 43-м, видимо, как и сегодня, не было ясности и в виновности бригады товарного поезда все же сомневались. Именно поэтому их и не расстреляли.

   Сорочья гора

Погибших в железнодорожной катастрофе похоронили в братской могиле на Сорочьей горе. Позднее, к 10-летию Победы в 1955 г. на этой могиле по инициативе рабочих локомотивного депо Златоуст был также установлен памятник — гипсовая скульптура моряка с автоматом в руке.

мемориал в Златоусте


Гипсовая фигура моряка на старой братской могиле потом исчезла, на её месте был установлен памятный знак.



23 года назад, в канун 40-летия Победы, останки военных моряков перезахоронили, установили новый монумент.

мемориал

 Он располагается на открытом месте перед старым кладбищем, буквально в нескольких метрах от железной дороги. На центральной плите надпись: «Здесь похоронены советские воины, умершие в 1942-1944 годах от ран в госпиталях Златоуста, и военные моряки, погибшие 3 марта 1943 года».

От себя хочу добавить. В братской могиле на Сорочьей горе похоронен не один десяток советских воинов.

На это кладбище каждый день приезжают десятки, а то и сотни людей поминать своих близких. И все проходят мимо этого мемориала кладут цветы. Они там всегда и летом, и зимой. Люди помнят и не остаются равнодушными.

Территория памятника, расположенного на Сорочьей горе, уже несколько лет находится под шефством спортсменов разных поколений. Воспитанники и тренеры спортивной школы олимпийского резерва № 8, ватерполистки «Уралочки» и ветераны спорта.

Наш дом стоит на высокой горе напротив этого памятника и с высоты 4 этажа, хоть это и далеко мы видим его каждый день.


оформите подписку на обновления блога

введите пожалуйста свой email :

Следующее Предыдущее Главная страница

3 комментария:

  1. Вика, была на фильме "Собибор". И вот подумала - какие мы счастливые,что нам не пришлось пережить такое горе, такое испытание. Жалуемся на жизнь,смешные мы люди.
    В День Победы всегда комок в горле. пусть нас минует чаша сия. будем помнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я на неделе собираюсь посмотреть фильм. Наслышана про него. У всех глаза на мокром месте 9 мая. Да и дома в моменты, когда начнёшь вспоминать родственников и их судьбы в то время, говорить трудно.

      Удалить
  2. Да война сама по себе ужасна. Правда и в мирное время ужасных катастроф сейчас хватает. Если раньше карета с каретой могли столкнуться или телега с телегой. То сейчас целые самолёты, поезда автобусы и прочее. Настанет время и крушения будут терпеть космические корабли с десятками тысяч пассажиров.

    ОтветитьУдалить